Доступная среда

Ссылка на информационно-методические материалы  "Дистаноционное обучение детей  с ОВЗ"

Организации совместной игры в развивающих занятиях с ребенком в условиях вынужденной самоизоляции

Планирование организованной образовательной деятельности (2020-2021 учебный год)

Рекомендации по домашнему воспитанию ребенка с РАС

Рекомендации по использованию совместного сюжетного рисования в развивающих занятиях с ребенком с РАС

Рекомендации по использованию совместного чтения в развивающих занятиях с ребенком с РАС

Рекомендации по использованию совместной игры в развивающих занятиях с ребенком с РАС

ссылки на вебинары

 

Статистическая информация о численности детей с ОВЗ и инвалидностью в ДОО

В детском саду "Алёнушка" нет детей с ОВЗ и инвалидностью.

Описание созданных специальных условий

Обеспечние беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

МБДОУ детский сад "Алёнушка" отдельно стоящее здание. Вход на территорию имеет ровное покрытие, установлены пандусы. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 

Основная программа: 

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика-синтез Москва 2015г.

 Методические пособия:

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

1. Буре Р.С. "Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7лет)

2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. "Этические беседы с детьми 4-7 лет"

Образовательная область "Познавательное развитие"

1. Дыбина О.В. "Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа(3-4 года);

Средняя группа (4-5 лет); Старшая группа (5-6 лет);  Подготовительная группа (6-7 лет).

2. Понамарёва И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений"

Вторая группа раннего возраста (2-3 года); Младшая группа (3-4г); Средняя группа (4-5 лет);

Старшая группа (5-6 лет); Подготовительная группа (6-7 лет).

3. Соломенникова О.А. "Ознакомление с природой в детском саду" Вторая группа раннего

возраста (2-3 года); Младшая группа (3-4 г); Средняя группа (4-5 лет);

Старшая группа (5-6 лет);

Образовательная область "Речевое развитие"

1.Гербова В.В. " Развитие речи в детском саду" Вторая группа раннего возраста (2-3 г);

Младшая группа (3-4г); Средняя группа (4-5 лет); Старшая группа (5-6 лет);

Подготовительная группа (6-7 лет).

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

1.Комарова Т.С "Изобразительная деятельность в детском саду" Младшая группа (3-4 г);

Средняя группа (4-5 лет); Старшая группа (5-6лет); Подготовительная группа (6-7 лет).

2. Комарова Т.С. "Детское художественное творчество" Для работы с детьми 2-7 лет.

3. Куцакова Л.В. "Конструирование из строительного материала" Средняя группа (4-5 лет);

Старшая группа (5-6 лет); Подготовительная группа (6-7 лет).

Образовательная область "Физическое развитие"

1. Пензулаева Л.И. "Физическая культура в детском саду". Младшая группа (3-4г);

Средняя группа (4-5 лет); Старшая группа (5-6 лет); Подготовительная группа (6-7 лет).

Парциальные  программы:

1. Общеобразовательная программа " Малыш" автор В.А. Петрова

2. Общеобразовательная программа " Гармония" авторы Н.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко

3. Общеобразовательная программа " Юный эколог" автор С.Н. Николаева

4.Общеобразовательная программа " Театральная политра" автор О.В Гончарова

5.Общеобразовательная программа " Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой

 

Информационно-методические материалы для родителей и специалистов

Ссылка на раздел сайта  с нормативной документацией  областного уровня: Дошкольное образование детей с ОВЗ и инвалидностью

 Ссылка на  раздел сайта  с нормативной документацией муниципального, федерального и оластного уровня:  Нормативная документация и методические рекомендации

Детские проблемы ─ это тоже проблемы..pdf

Не надо осуждать детей - инвалидов.pdf

Сделаем мир добрее с нашими детьми.pdf

Актуализированная информация о центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центрах), функционирующих на территории субъекта Российской Федерации 

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.

Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.

Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!

Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка. Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

  Информация о психолого-педагогическом сопровождении

Положение ППк

Ресурсные центры:

 - Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата: ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., консультации по телефонам: (8639) 21-25-43, (8639) 21-25-44. Адрес: г. Волгодонск, ул Первомайская, 75

 - Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с кохлеарной имплантацией:

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., консультации по телефону: (863) 263-31-35. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 81   

 -  Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра: ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат №42»

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., консультации по телефонам: (863) 254-89-33, 8-9996956246. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Леваневского, 34   

 - Региональный ресурсный центр по сопровождению детей слепоглухих детей: 

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., консультации по телефонам: (863) 223-04-45, (863) 223-18-77. Адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 235/2

 - Региональный ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ:

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

Консультации по телефону: (863) 263-31-35. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 81

Тематические разделы в СМИ:

Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья

Национальная ассоциация экспертов по ДЦП и сопряженным заболеваниям

 Журнал "Детская и подростковая реабилитация"

Летние каникулы - возможность для развития

 Информационная поддержка для родителей:

Сайт межрегиональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей

Семейный центр "Солнечный луч" (для родителей детей с РАС, синдром Дауна, ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, эпилепсия)

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»

Тюменская региональная автономная некоммерческая благотворительная организация «Открой мне мир» (для семей воспитывающих детей с аутизмом)

Форум «Детки!» Особые дети

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА "СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ"